Регистровый тембр

Выявление регистрового тембра в инструментовке связано с особенностями звучания различных тесситур отдельных инструментов оркестра, а также с характерной колористической окраской тех или иных оркестровых регистров.

Подобно приемам специального звукоизвлечения, целенаправленное применение регистрового тембра существенным образом «активизирует» звучность избранного оркестратором эпизода, или – при необходимости - тембровую окраску отдельных компонентов оркестровой фактуры. 106. Ю. Шишаков. Отродясь никуда я не ходила.

Приемы целенаправленного использования регистрового тембра заслуживают самого скрупулезного внимания и изучения. Учитывая определенный «дефицит» о.р.н.и. относительно ресурсов тембрового контраста, приёмы расчётливого, тонкого выявления регистрового тембра в этом составе имеют исключительно важное значение.

 

Многообразие регистрового тембра в о.р.н.и.

Ресурсы регистрового тембра в о.р.н.и. чрезвычайно велики. Они охватывают характерные регистры домр, балалаек, гуслей, баянов, духовых и ударных инструментов. 85. Ю. Шишаков. Не кукушечка кукует; 108. Ю. Шишаков. Симфония-Концерт. II ч..

Оркестровые регистры народно-инструментального состава красочны, выразительны, нарядны. Путешествуя по различным «этажам» оркестровой фактуры, мы услышим насыщенную, напряжённую, несколько вязкую звучность низкого регистра, удивительную мягкость, нежность среднего регистра, необычайную прозрачность, серебристость, лёгкость высокого регистра о.р.н.и.

Общий колорит звучания оркестра во многом зависит не только от комбинаций инструментов, которые участвуют в исполнении, но – не в меньшей степени – от тех регистров, в которых они звучат. 141. Г. Свиридов. Романс (инструментовка С. Борисова для о.р.н.и.); 142. Г. Свиридов. Романс (инструментовка С. Борисова для о.р.н.и.).

 

Специфика использования регистрового тембра в инструментовке

По отношению к предельно низким или высоким регистрам инструментов в оркестровой практике нередко применяются такие определения тембров, как «слабый», «тусклый», «хриплый», «грубый» и т.д. Действительно, крайние регистры ограничивают способность инструментов «приспосабливаться» к настроениям различной по характеру музыки. Звуки здесь становятся определенно «резкими», «тощими» или «сухими», но это вовсе не означает, что они теряют свое значение в оркестровке. Было бы ошибкой придавать таким определениям тембров «порицательный житейский смысл» (Римский-Корсаков).

Крайние регистры инструментов используются в оркестровке осторожно, экономно. Но и они - художественно прекрасны, незаменимы, если применены «по делу», в подходящий момент, с ясно определенной художественной целью. 107. С. Прокофьев. Классическая симфония. I ч.

Приемы целенаправленного использования регистрового тембра особенно эффективны в тех случаях, когда оркестратору необходимо «активизировать» оркестровую звучность, привести ее к «тембровым кульминациям», к так называемым «тембровым пятнам» (В. Цытович). В таких эпизодах выявление регистрового тембра, как правило, взаимодополняется другими приемами из арсенала современной аранжировки для о.р.н.и. 113. Ю. Шишаков. Симфония-Концерт. III ч.