<< Динамические ресурсы

Особенности формирования форте в о.р.н.и.

Средства достижения мощного, насыщенного звучания, при котором народный оркестр сохранял бы присущую ему выразительность, находятся в инструментовке для данного состава на особом счету. Остановимся на этом вопросе подробнее.

Первым, основным условием достижения насыщенного форте в народном оркестре является использование выгодных, наиболее «звучных» регистров инструментов, в первую очередь - инструментов струнной группы. 115. Ю. Шишаков. Симфония-Концерт. IV ч. (Инструменты струнной группы составляют основную массу оркестрового звучания; неудачное их использование в форте не может быть возмещено применением любых добавочных инструментов - ударных или каких-либо других).

Постепенное повышение тесситуры звучания инструментов струнной группы - одно из наиболее эффективных, действенных средств достижения выразительного crescendo в народном оркестре. (116. Ю. Шишаков. Симфония-Концерт. IV ч.).

Важная роль в формировании форте в народном оркестре принадлежит инструментам нижнего оркестрового регистра (контрабасам, домровым и балалаечным басам, баянам бас и контрабас), обладающим чрезвычайно мощным звуком. 117. Ю. Шишаков. Симфония-Концерт. II ч.

Все более весомое значение в развитии динамического диапазона оркестра приобретает современная духовая группа (баяны и духовые инструменты). 118. Ю. Шишаков. Симфония-Концерт, IV ч.

Особая роль в сфере оркестровой динамики принадлежит флейтам и гобоям. Эти инструменты значительно укрепляют верхний регистр – как в динамическом, так и в колористическом отношениях. Если наиболее мощными инструментами народного оркестра являются басовые, то верхний регистр относительно слабее (особенно у баянов). Поэтому оркестровое тутти с участием флейт (флейт пикколо) и гобоев звучит гораздо красочнее и мощнее. (119. Ю. Шишаков. Симфония-Концерт. IV ч.).

Яркое, мощное звучание оркестра достигается также при использовании богатейших акцентуативных средств струнных инструментов (домр, балалаек, гуслей), что связано с ударной природой звукоизвлечения на этих инструментах (120. Ф. Пуленк. Сельский концерт для клавесина (ф-но) с оркестром. III ч. (инструментовка С. Борисова для о.р.н.и.)).

В инструментовке для народного оркестра целесообразно учитывать особое свойство данного инструментального состава. В ряде типичных случаев ударные буквально «растворяются» в тембре струнных инструментов, придавая им предельно мощную звучность. (120. Ф. Пуленк. Сельский концерт для клавесина (ф-но) с оркестром. III ч. (инструментовка С. Борисова для о.р.н.и.)).

Разработка и реприза Финала Симфонии-Концерта Ю. Шишакова представляют собой редкий пример долговременного и изобретательного нагнетания форте в о.р.н.и. Помимо первого эпизода разработки (где дано на пиано сжатое проведение главной партии Финала), во всех остальных случаях предписано исполнение форте и фортиссимо. При общем нюансе форте динамическое напряжение постепенно нарастает, завершаясь предельно мощным звучанием коды. (121. Ю. Шишаков. Симфония-Концерт. IV ч.).

Рассмотрим еще один характерный фрагмент из разработки Финала Симфонии-Концерта. Данный фрагмент примечателен большим разнообразием использованных здесь средств достижения насыщенного, мощного звучания (122. Ю. Шишаков. Симфония-Концерт. IV ч.). В этом фрагменте:
а)    в первом такте динамика предопределяется напряженной высокой тесситурой в партиях домр и балалаек, исполняющих гармонию, а также ярким проведением темы в оркестровых голосах флейты, флейты пикколо, гобоя, поддержанных домрой пикколо и ксилофоном;
б)    во втором такте фортиссимо складывается с помощью благоприятного (в отношении форте) фактурного изложения в партиях группы баянов, поддержанных контрабасами;
в)    третий и четвертый такты дают наглядный пример достижения насыщенного, плотного звучания без участия баянов или ударных инструментов - за счет выгодных, звучных регистров инструментов струнной группы.